Знать и Верить

Aug 31st, 2015 | By | Category: Апологетика, Размышление о Слове жизни | 819 views
Email this to someoneShare on FacebookShare on Google+Tweet about this on TwitterPrint this pageShare on VK

 В своё время мне неоднократно приходилось наблюдать в СМИ дебаты христиан с атеистами. Интерес был вызван не только желанием выявить нечто большее о делах Божьих, и следовательно, о самом Боге, но и узнать на каком основании зыждется вера отритцающая Бога. Наблюдая за полемикой вокруг “за” и “против” все же нельзя наотмашь отказаться от аргументов представленных другой стороной насколько бы они не были логически корректны или абсурдны. Когда я уверовал, вопросы стали передо мной появляться сами собой, – а действительно ли Вселенная появилась именно так, как об этом читаем в книге Бытие? А сколько ей лет 6 тысяч или 14 млрд. лет? А откуда у Каина взялась жена? А способен ли Бог сотворить камень который бы Сам не поднял? А существуют ли доказательства того, о чем записано в Евр.11:29, “Верою перешли они (израильский народ) Чермное море, как по суше, – на что покусившись, Египтяне потонули”? А как насчет Содома и Гоморры, есть какие-нибудь доказательства что они вообще существовали, и прочие. Здесь нужно отметить, что незнание ответов сможет послужить прямым оскорблением думающему человеку когда говорят что Библия, это источник не только для веры, но и знаний. Ну, а если предположить, что ответов на подобные вопросы не может в принципе быть, и следовательно, нужно быть честным и признаться что такая вера будет выглядеть выдуманной или, по меньшей мере – лицемерной, что по-библейскому же определению есть грех! Факт того что если каких-то ответов еще не нашел, лично мне говорит о том, что этот вопрос нужно положить на полку времени – пусть попылится. В моем личном опыте такое было не раз.

 Надо сказать, что некоторые научные открытия последних сто лет заставляют нас посмотреть на эту древнюю, но такую современную книгу как на серьезный ресурс знаний – это если мы ищем таковое в слове Божьем. Конечно же, вы не найдете детальное объяснение трем законам Кеплера или теории относительности Эйнштейна, но найдете как раз обратное – вышеупомянутые основополагающие предпосылки для этих законов описаны Моисеем более 3000 лет назад как раз и подтверждаются сегодняшней наукой. Это не случайность, не совпадение. Это Божье намерение, проект, план – если хотите. Бог ревнует о том, чтобы Его дела сохранили Ему статус Всемогущего Творца. Это Его суверенное право.  Не менее важно понять на чем основана человеческая цивилизация. Для этого обратимся к библейской истории в которой читаем как древний змей (сатана) искуссно обольстив Еву вложил в ее сознание семя сомнения – “подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?” (Бытие 3:1-5). С тех пор, как первая чета впала в грех и узнала что есть добро и что есть зло она была отделена от святого Бога. Уже тогда должна была пролиться первая кровь невинных животных чтобы их шкурой покрыть наготу Адама и Евы (и согреть) – в прообраз будующим поколениям, – пролитие святой крови Агнца Божия Иисуса Христа, в покрытие и прощение наших грехов. Тогда начался самостоятельный поиск уже иного знания, – знания без Бога – не только защитить себя чтобы выжить, но если надо, то и убить. Последствия сомнения, и далее, непослушания Божьих слов привели первых людей к необратимому – к знанию зла. Грех проник не только в их/наш мир, бытие, но и в самое основание человеческого естества гинетически деградируя и изменяя его так, что Бог велел Моисею запретить браки между братьями и сестрами по крови. То, что сотворил Бог “весьма хорошо” стало разрушаться по всем направлениям. До сих пор неведомые им тени зла стали вползать в их душу лицемерно обманутым хитрым змеем. Жизнь превратилась в реплику ада на земле – горе, болезни, смерть…  Последствия выбора Адама и Евы оказались катастрофическими. Так первые люди узнали зло и с этого момента началась неутомимая борьба Бога с сатаной на полях человеческих душ. Много времени минуло с тех пор, а борьба только усиливается, зло во всех мыслимых и немыслимых формах приобретает все большие масштабы. Прогноз будущего описан в книге Апокалипсис, пророка Даниила и др. местах Библии. Познание зла Адамом и Евой принесло горькие плоды, принесло знание без Бога. Такова история, так читаем в Библии.       

 Определимся с тем, что человеческое мировоззрение делится на две категории. Одни, относятся к категории людей из фразы Остапа Бендера утверждая что Бога нет, с великим легкомыслием махнув рукой; другие же, возможно проявляя не меньший радикализм доказывают обратное! Где же истина? Где же то знание предлагающее альтернативу вере? Возможно ли доказать истинность веры полагаясь на знание? В моих рассуждениях я ничего не доказываю, т.к. наблюдая за учеными, разделившиеся в светских или теистических толкованиях в вопросах начала рождения Вселенной, чрезвычайной сложности биологического мира, или, заложенные в нас основополагающие принципы морали, – тот отличительный признак выделяющий нас над всем животным миром, – то, доказывать нечто является прерогативой науки.

 Часто, знание отождествляется с наукой, а вера с религией и было бы не лишним напомнить смысл значения этих слов. Если покопаться в энциклопедиях в интернете чтобы выявить, например, смысл слова религия, то вы рискуете навсегда и безнадежно потеряться в словесных джунглях определения этому слову. Немного лучше дела обстоят с верой. Вера, если кратко, признание чего-либо истинным. Ваша же душа вполне точно передаст ее смысл и букву. Аллегорически, она похожа на плодоносное дерево с раскидистыми ветвями, глубоко уходящее своими корнями в мир ожидаемого и невидимого. Вот библейское определение: “Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом” (Евр. 11:1). На первый взгляд это определение не дает ясности, не дает результата. А кто-то скажет, хочу, чтоб “по-щучьему веленью…” и дальше известно каждому ребенку что такое бывает только в сказках. Это уже из области фантазии, выдумка народного фольклора, или, простой пример слепой веры не имеющей основания. Замечу, Сам Христос не требовал слепой веры в Него и в этом вы убедитесь, прочитав четырех Евангелистов. Вот, например, одно, из Евангелия от Иоанна, который записал следующие слова Христа: “Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем”. “чтобы узнать и поверить…”. На таком принципе утверждена вера, так сказал Христос. И чтобы увидеть результат библейской веры, читаем дальше 3-й стих: “Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так-что из невидимого произошло видимое”. “…из невидимого произошло видимое.” Остановимся здесь и обратимся к науке. Наука это область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности и т. д. (Википедия). Это определение понятно и отражает полный смысл слова. Теперь, знание – это сознательная вера в истинность составляющей его информации… Конечно, здесь мы можем приводить самые изящные аргументы в пользу веры или знаний, но сойдемся лишь на том, что в основании знаний присутствует прежде всего вера! “сознательная вера в истинность…” А и как иначе? Ведь, мы живем верой, ей движемся и существуем. Как и на каком основании мы строим свою логику в знании, логику в вере и как следствие, строим свою башню мировоззрения? Когда мы говорим о таких словах как абсолютный, вечный, бесконечный, совершенный, и подобное, наши логические аргументы обусловливающие эти понятия ищут поддержку в духовном мире, т.е. откуда они и вышли. Но возникает вопрос, вполне ли мы осознаем смысл слов? Ведь если рассудить, человеческое общение происходит на уровне условности и неопределенности замкнутое в рамки индивидуального интеллекта. Холод ставим в противоположность теплу, смерть – в противоположность жизни, а не в отсутствие таковых. Поэтому мы весьма и весьма ограничены в понимании этих слов. Об этом можно говорить многое, а нужно сказать правильное, сказать истинное. Творя людей по Своему образу, Бог наделил их разумом “И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их” (Быт. 1:27). Именно этим мы отличаемся от животных. Бог призывает людей рассуждать, различать истину и заблуждение, добро и зло, творить наконец! Важнейшее предназначение разума – давать основания для веры какими бы инструментами мы не пользовались! Вера без оснований остается именно такой – необоснованной, на что карающе указывает палец атеизма. С тех пор, когда наука заявила о себе как о реальной силе способной экспериментальным путем подтвердить результат опыта и спрогнозировать то или иное действие вселенского закона, нематериальные доводы веры стали оттеснятся на задний план. Наука стала противопоставлятся вере. Равносильно сравнивать плодоносное дерево с белкой в колесе. Что общего?  В общем ничего, но белке дерево необходимо. Наверняка вы встречали журнал “Наука и Религия” издававшийся с середины прошлого столетия в СССР. Политика редакции журнала при Хрущеве была направлена на то, чтобы “показать последнего попа по телевизору”, а при дальнейшей коммунистической антирелигиозной кампании, прежде всего на столкновение веры в Бога с верой отритцающей Бога на основе новейших научных достижений. Но в этом и есть хитрая уловка дъявола, – выставить науку против веры, чтобы уничтожить последнюю посредством “новейших научных достижений”. После полета Гагарина в космос нас в школе учили: “Гагарин летал и Бога не видел…” (аргумент, видите ли) и люди верили. Верили, не знали! Однако, изменение в научно-материалистическом мировоззрении общества произошло, и как мы наблюдаем, не в пользу атеизма. Оказывается, чем больше человек совершенствуется в научном познании посредством популярной науки, тем быстрее тает лед материализма (приближает ли это к Богу, другой вопрос). Кто-то метко заметил, – быть атеистом в настоящее время требует большей веры. И как тут не вспомнить жизненное убеждение астрофизика, атеиста и популяризатора науки Карла Сагана – “я не хочу верить, я хочу знать”, человека, приложившего коллосальные усилия в поисках внеземного разума… Человеку для веры нужно основание, точка отсчета “из невидимого произошло видимое.” На протяжении нескольких лет меня интересовали научные публикации известного и выдающегося физика-теоретика, космолога Стивена Хокинга. В своих книгах он пытается теоризировать и описать, как можно доступнее для неискушенного в науке читателя, именно этот самый момент рождения старушки Вселенной. И если выделить центральную мысль его последней работы в книге “Grand Design”, “Высший замысел” (название книги не соответствует ее содержанию!), то она выражена в одном предложении: “a law such as gravity, the Universe can and will create itself from nothing.”, “такой закон, как закон гравитации, создат Вселенную из ничего”. Согласно ведущей модели возникновения Вселенной (Большой взрыв) Стивен Хокинг в своих разных работах характерезует это примерно так. Из бесконечно малой точки – сингулярности (кстати, согласно William Lane Craig, этот термин вышедший из его вычислений был получен в результате определенных математических манипуляций, что вызывает серьезную критику и откровенный скептицизм его результата у самих математиков!), произошло расширение или “взрыв”, и с того момента Вселенная расширяется за свои пределы по аналогии надувающегося шарика. Стали возникать природные законы по мере ее расширения. И если в первые несколько секунд действовали одни законы, то далее стали появлятся и другие. Ну, это понятно. По этому поводу у меня возникает вопрос. Что спровацировало появление закона гравитации? Теоретически, ответ может быть предложен в глубинах теории относительности и квантовой механики. А может и не быть предложен, ведь – теоретически… Согласно слов того же Стивена Хокинга, добираясь до “начала”, он все же философствует “it is not nessesary to invoke god in light”, “нет необходимости выявить бога в свет”, опять же, представляется некий божок, носящийся по Вселенной как птица в клетке. Такое негласное предложение рождения Вселенной без участия Бога противоречит космологическому аргументу, который гласит следующее: все должно иметь причину. Цепочка причин не может быть бесконечной, должна быть самая первая причина. И если в своих более ранних работах (например, “Краткая история времени”) Хокинг был нейтрален к идее существования Бога, то уже в этой книге категоричен. Что скажешь, – наука противопоставлена вере!

 Что, собственно, мы определенно знаем? Уже не мало, но еше и не много. Совершив первый полет в космос мы убедились что Земля круглая, а не плоская о шести слонах и омывающаяся великой рекой по имени Океан, но и в Библии об этом написано. Живя в мире научных теорий, человечество учится, глубже познает мир путем невероятно дорогих исследований (возьмите, например, строительство и обслуживание адронного коллайдера), что в свою очередь открывает новые возможности, новые исследования в той или иной сфере науки. Это все замечательно, а порой необходимо и даже жизненно важно. Выступая на конференции TED среди молодых ученых, Фрэнсис Коллинс говорил о перспективах в медицине. Акцент был сделан на то, что на сегодняшний день известно, на молекулярном уровне, около 4000 заболеваний, из которых, мы можем лечить около 250 из них.  Катастрофически не хватает ресурсов и знаний на выработку новых лекарств. Но и это еще не самая большая проблема, ведь каждый человек индивидуален, соответственно, нужен индивидуальный подход к лечению пациента. Для этого нужно оборудование, которое бы позволяло определять совершенно точный диагноз больного на генетическом уровне и выдать точный рецепт лекарства. Наука сделала эту перспективу выполнимой уже в обозримом будущем. Но существует и другая сторона. Так например, Жан-Жак Руссо писал следующее “в научных исследованиях возникает множество опасностей и ложных путей. Перед тем как достичь пользы, которая принесет истина, приходится пройти множество ошибок – прежде чем она будет достигнута”. Далее, он считает, что если науки не в силах решить те задачи, которые они ставят, то они таят в себе еще больше опасности, к которым зачастую и приводят. В этом он видел неизбежный вред для общества.

“Knowelege itself is power”,  “знание само по себе – сила”, как сформулировал Fransis Bacon, а вера есть сила жизни, знание смысла жизни, как говорил Л.Н. Толстой. Знание меняется, накапливается, упраздняется, и ещё можно говорить очень много красивых эпитетов в адрес такового. Природа знания не может быть статической, т.к. оно предполагает сомнение. Но согласитесь, что-то в жизни должно быть непреложным, не подлежащим сомнению, как например вышеизложенное “Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так-что из невидимого произошло видимое”. Кстати, о том что Бог существует вне временно-пространственного измерения говорят и другие места из Писания, приведу некоторые из них, – но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей” (1-е Кор. 2:7), “спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен (2-е Тим. 1:9), “в надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен (Титу 1:2), “И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса–дело рук Твоих“ (Евр. 1:10), и уж наверняка, с этим местом, с которого начинается обращение Бога к человеку, знаком почти каждый “В начале сотворил Бог небо и землю” (Быт. 1:1), а Апостол Иуда заканчивает так свое послание “Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки. Аминь”.

Можно ли сравнивать знание и веру или они противоположны друг другу? Вера не может ставиться в противоположность знанию т.к. это инструмент для обращения со знанием. Это дорога, конец которой за пределами реального, естественного мира. В конце этой дороги вера обретет ожидаемого и уже видимого Бога, как написано “… потому что увидим Его как Он есть”, т.е., она исходит от Бога и к Нему же вернется. Только ей мы и познаем Бога. Человечество обладает уже достаточным знанием чтобы посредством науки понять натуральный мир, но узнать и понять Бога любыми доступными научными методами невозможно. Наука изучает естественное, а Бог находится вне естественного. Вера не способна использовать рациональный подход так как это не ее природа, а наука ограничивает нас в познании смысла жизни и уж тем более за ее пределами. Наука должна признать Бога как Творца, Дизайнера и Законодателя Вселенной, как читаем “Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть” (Иоанна 1:3), – ведь так говорит Бог! Знание чрезвычайно важно в жизни человека – это однозначно!  Но, какое место тогда должна занимать вера, предполагающая доверие Богу? Ответ ясен. Верою стать под крыло Божие, тем самым показывая и выражая свое доверие Ему. Бог повелел, значит так и надо делать. Бог пообещал, значит надо верить что исполнит. Бог указал, значит надо исправлять. Читая всю одиннадцатую главу послания к Евреям (главу веры), основная мысль в ней – это поступок, действие в вере. “Верою Авраам повиновался призванию идти в страну…” Первый поступок веры имеет место во время обращения (покаяния) к Богу во имя Иисуса Христа. Это самый важный, судьбоносный шаг в жизни человека. Сделайте один шаг к Нему и Он сделает два навстречу. Прочтите притчу о блудном сыне (Лк. 15:11-32) Бог ждет этого поступка от вас. Очень ждет! Узнайте и поверьте Ему!

 Благослови, Господь, ваш выбор

 В.Ю. Трошин

Email this to someoneShare on FacebookShare on Google+Tweet about this on TwitterPrint this pageShare on VK

Leave Comment