Археологическое Исследование Книги Пророка Ионы

Aug 19th, 2012 | By | Category: Апологетика | 2,873 views
Email this to someoneShare on FacebookShare on Google+Tweet about this on TwitterPrint this pageShare on VK

Предисловие

Вглядываясь в ушедшее столетие, мы наблюдаем весьма интересное духовное состояние общества, которое с одной стороны характеризуется порой воинствующим атеизмом, или как сейчас говорят секуляризмом, и в то же самое время самым что ни на есть грубейшим, вульгарным идолопоклонством, которого не знали и языческие религии. Что это за боги, пред которыми преклоняется и кадит современный человек? В чём опасность религий этих богов? Какое они оказывают влияние? Каково их истинное происхождение? На эти и другие вопросы отвечает в своей новой научной работе А. А. Опарин. В монографии также проведен глубокий историко-археологический анализ книги пророков Ионы и Наума, посвященных судьбе Ассирии, первой империи древности, государству, вся история которого представляет собой непрерывное служение богу Ашшуру. Каков был результат этого служения, и что оно дало народу? Является ли история об Ионе, ките и Ниневии сказкой или нет? Какой урок хотят нам преподнести пророки Наум и Иона? Какие тайны скрываются под холмами Куюнджик и Неби Юнус? Что общего между богами древнего и современного мира? Эти проблемы также стали предметом рассмотрения в настоящей работе. При написании книги автором использованы помимо иностранных практически все русскоязычные исследования по истории и археологии Древней Ассирии, начиная с дореволюционных и заканчивая новейшими изысканиями, благодаря чему создана объективная картина. Книга совмещает в себе глубокий анализ фактического материала и хороший язык написания, благодаря чему может быть рекомендована как учебное пособие для студентов Вузов, обучающихся по специальности история и теология, их преподавателей, а также всех интересующихся Библией и историей.

Вступление

Эти две библейские книги Ионы и Наума занимают всего несколько страниц в Священном Писании. В отличие от других книг они не содержат ни сведений о сотворении или потопе, каких-то глобальных пророчеств о катаклизмах. В них нет величественных чудес, как остановка солнца в книге Иисуса Навина или расступившееся море в книге Исход. Там нет эпохальных мессианских пророчеств, как у Исаии или Иеремии. На первый взгляд кажется, что все их содержание можно свести к одному-двум предложениям: маленькой истории из жизни пророка Ионы и гибели Ассирии, одного из государств древности. Но какой особый интерес это может представлять для нас, жителей современного мира? История, при чём для многих остающаяся сказкой, одного давно умершего человека и гибели какого-то древнего царства. Сколько людей с интересными судьбами жило в мире и сколько гибло держав! Однако, в Библии каждый стих имеет огромное значение, содержащее непреходящие ценности для всех времен. И поэтому помещение в ней двух книг Ионы и Наума также не является случайным. Дело в том, что в этих книгах раскрываются причины падения любого государства и народа! Эта глобальная проблема, которую не могут решить философы и политологи всего мира, полнейшим образом и весьма чётко раскрыта всего в нескольких стихах этих книг. Одновременно с этим даны конкретные причины, следуя которым любой народ и государство могут рассчитывать на политическое и культурное долголетие. Это также проблема, над решением которой безрезультатно бьются сегодня люди. Наконец в этих книгах раскрывается характер Бога, Его отношение к людям, принципы Его правления. Что сегодня Господь хочет от меня? Как спастись? Что такое Божий Суд? И что такое Божья милость, когда на неё можно рассчитывать?

На эти весьма сложные вопросы, которые сегодня волнуют многих людей, в книгах пророков Ионы и Наума они получают исчерпывающие ответы. В этих книгах поднимаются проблемы идолопоклонства и лжерелигии. Принимает ли Бог моё служение? Не является ли моя вера идолопоклонством, противным Ему? На эти сложные вопросы также даются ответы у пророков Ионы и Наума. В данных библейских книгах затронуты также весьма интересные исторические вопросы, вызывавшие вплоть до недавнего времени жаркие споры и ожесточенные атаки на Библию, её высмеивание. Поэтому подтвержденные сегодня независимыми исследованиями сведения, содержащиеся в них, важны для того, чтобы укрепить веру людей к Слову Божьему, которое не только раскрывает перед человеком план спасения, но является и точнейшей исторической книгой. Не меньшее значение занимают и многочисленные пророчества, содержащиеся в этих книгах. Один из теологов сказал: «Пророчества накладывают на Библию печать Божественности». И действительно, Господь за много лет мог настолько точно предсказать судьбу различных народов и государств, вплоть до мельчайших деталей. Исследуя библейские пророчества, обращенные, в частности, к Ассирии и видя их точнейшее исполнение, невольно убеждаешься в том, что значит и другие пророчества, содержащиеся в Библии и относящиеся ко Второму Пришествию Христа, Последнему суду, начертанию зверя — 666 также найдут своё исполнение в истории. Итак, всего несколько страниц в Библии, и какие глобальные раскрыты темы. Таковы книги пророков Ионы и Наума, которые станут предметом рассмотрения в настоящей книге. Итак, в путь по этим интереснейшим книгам Библии, которые готовы нам раскрыть свои тайны, дать жизненно важные сведения.

Ниневия в посте и молитве

Среди библейских книг ветхозаветных пророков особой популярностью и известностью издавна пользуется книга пророка Ионы. Хотя эта книга и не содержит апокалиптических пророчеств как книга пророка Исаии, в ней нет необыкновенных видений, как в книге Иезекииля, она не содержит пророчества, предрекающие судьбу целых государств и народов, как книга Амоса, она не изобилует описанием многочисленных исторических событий, как книги Паралипоменон. Она содержит историю, точнее весьма маленький её отрывок, жизни одного иудейского пророка, который к тому же не сразу откликнулся на Божественный призыв. В книге описаны примерно два месяца его жизни. От пророка Ионы нас отделяет примерно 2800 лет, но описанные эпизоды из его жизни привлекают внимание людей во все века. И действительно, в этой книге с удивительной простотой для восприятия и одновременно глубиной для размышления затронуты такие темы, как: бегство от самого себя и от Бога; попадание и выход из страшных кризисных ситуаций; проблема покаяния; проблема милости и суда Бога в жизни людей; проблема человеческого и Божьего взгляда на один и тот же вопрос и его решения. Темы, затронутые в этой книге, привлекают внимание людей уже много веков потому, что каждый из нас в своей собственной жизни сталкивается с ними, причём ни с одной, ни с двумя, а со всеми! Но прежде, чем остановиться на духовных аспектах этой книги, необходимо рассмотреть исторические события, упоминающиеся в ней. Ибо на протяжении длительного времени книга пророка Ионы постоянно упоминалась атеистическими учёными и агитаторами, как пример нелепой сказки о ките и о покаянии громадного города. Сообщения, содержащиеся в этой книге, подвергались всевозможным нападкам, а главное насмешкам. В отличие от, к примеру, книг Царств или Иеремии книга пророка Ионы атеистами не комментировалась с исторической точки зрения вообще, ибо всё записанное в ней было объявлено сказкой и сборником мифов. Эта атеистическая пропаганда привела к тому, что и верующие люди перестали воспринимать книгу пророка Ионы, как реальную историю, объявив ее так же мифом. Даже такой очень известный современный христианский мыслитель и философ протоиерей Александр Мень, автор многих прекрасных книг, пишет о книге пророка Ионы, к сожалению, в духе атеистических агитаторов: «многие места и особенности книги указывают на то, что она вовсе не претендует на историческое правдоподобие. Ниневия, куда был послан Иона, изображается как город „на три дня пути“, между тем древность вообще не знала столь больших городов; не было и такого побережья, откуда можно дойти до Ниневии за три дня. Сцена всенародного покаяния ниневитян на фоне того, что известно об Ассирии, также выглядит невероятной… Одним словом, всё это, включая и рыбу… говорит о том, что перед нами аллегория». Конечно, после высказываний о мифичности всей книги рассуждения о её духовных аспектах уже восприниматься не могут, ибо как можно черпать для себя духовные уроки из книги, которая является чьим-то вымыслом, по сути, фальсификацией? Если в ней вымышлены все события, да и к тому же ещё это и подано в весьма примитивной форме, то где гарантия, что и рассуждения о покаянии, о любви Бога к людям не плод чьей-то фантазии? Итак, ещё раз выделим те факты, содержащиеся в книге пророка Ионы, которые делают её в глазах атеистов и ряда богословов мифической, лишённой реального исторического фундамента.

1. В древности не было таких городов, которые надо было бы обходить три дня (Ион. 3:3);

2. известия о покаянии населения Ниневии и ассирийского царя — нереальны (Ион. 3:5-10);

3. Ниневия не могла иметь населения в 120 тысяч человек – “не умеющих отличить правой руки от левой” (Ион. 4:11);

4. не существует рыб, в чреве которых человек мог бы прожить три дня (Ион. 2);

5. ни с одного побережья до Ниневии всего за три дня (Ион. 3) добраться нельзя.

Давайте же посмотрим, действительно ли столь неопровержимы эти факты, доказывающие полную неисторичность книги пророка Ионы.

Город в 120000 человек

«Было время, когда некоторые критики серьёзно сомневались, что в тогдашней Ниневии мог существовать город с населением в сто двадцать тысяч человек – “не умеющих отличить правой руки от левой” (согласно Ион. 4:11). Между тем, археологические раскопки в Нимруде неподалёку от Ниневии обнаружили мемориальный монумент ассирийскому царю Ассурнасирпалу Второму, чья армия напала на Израиль. Среди прочего на монументе был расшифрован и текст, указывающий порядок блюд на „банкете“ в честь освящения дворца владыки, на который собралось семьдесят тысяч человек. В числе гостей перечислены и знать Ниневии. Она столь многочисленна, что это явно свидетельствует о густой заселенности ассирийской столицы. Так археологическое открытие вновь подтвердило библейское сообщение». Крупнейший современный английский археолог доктор Сетон Ллойд также напрямую говорит о правдивости книги Ионы, говорящей о населении Ниневии в 120000 человек. Следует остановиться также на находках, сделанных британской археологической экспедицией под руководством М. Мэллоуна, эта экспедиция возвратилась в Нимруд в 1949 г. и проработала там ещё 14 лет. Вначале Мэллоун сосредоточил усилия на исследовании северо-западного дворца. Там была обнаружена памятная стела Ашшурнацирпала II с рельефным изображением царя и надписью из 153 строк, покрывающей обе стороны камня. Этот памятник представляет особый интерес, поскольку он содержит описание церемоний и празднеств, приуроченных к официальному открытию дворца в 879 году до н. э. вплоть до подробностей приготовления праздничной трапезы на 69574 человека, длившейся десять дней.

Другие сообщения подобного рода позволили Мэллоуну примерно подсчитать население Кальху после того, как Ашшур-нацир-апал сделал его своей столицей. Цифра, которая у него получилась — не менее 86 тыс. человек, включая детей, — представляет собой интересную параллель к «ста двадцати тысячам жителей», приписываемых Ниневии в Ветхом Завете (Иона 4:11)».

Город на три дня пути

В Ионы 3:3 указывается, что Ниневия была городом на три дня ходьбы. Действительно в древности не было городов, обход которых занял бы трое суток. Однако дело в том, что в древности выделялась Расширенная или Великая, Большая Ниневия и собственно город Ниневия. «Название Ниневия относится к целому комплексу селений, обслуживаемых одной большой системой орошения и под защитой одной сети укреплений, основанных на речной защите. Город также назывался Ниневия». Расширенная (Большая, Великая Ниневия) включала в себя собственно Ниневию площадью в 1850 акров, а также города Калах (Нимруд) в 22 милях южнее собственно Ниневии, площадью в 800 акров, и Дур-Шаррукин (Хорсабад) в 12 милях к северо-востоку от собственно Ниневии, площадью в 600 акров. В Библии, в книге Ионы 3:3 ясно указывается «город великий», т. е. под этим выражением имеется в виду Расширенная, Большая или Великая Ниневия. Крупнейший русский востоковед, академик Б. А. Тураев пишет: «Центром Ассирии был треугольник между Тигром и Верхним Забом, где находились три царских города: Ниневия, Калах, Дур-Шаррукин, в близком расстоянии друг от друга, на протяжении 50 вёрст, так что пророк Иона, говоря о громадности Ниневии, мог иметь в виду все три города вместе».

Знаменитый современный ассиролог доктор Л. Оппенхейм также говорит, что сообщение о Ниневии, как городе, который нужно обходить три дня нисколько не противоречит науке, «Когда в Ветхом Завете говорится о трех днях, которые потребовались, чтобы пересечь город Ниневию (Книга Ионы 3:3), то это расстояние могло захватывать и зеленые просторы „внешнего города“». Здесь нужно сделать маленькое примечание, ибо могут возразить, что Дур-Шаррукин был основан при Саргоне II (721-705), т.е. через примерно 60 лет после пророка Ионы и следовательно он не может входить в понятие Великая Ниневия, бывшей во времена Ионы. Однако, дело в том, что «Дур-Шаррукин — столица Ассирии, основанная Саргоном II в двенадцати милях к северо-востоку от Ниневии на месте другого города» — замечает профессор Л. Оппенхейм. Сегодня точно не установлено имя города, на месте которого Саргон повелел воздвигнуть свою резиденцию. Известно лишь, что такой город был, и что он входил в систему Великой Ниневии. Далее, в некоторых книгах говорится, что Ниневия стала столицей Ассирии только при Сеннахирибе (705-681), при этом не оговаривается, что это было её последним возвышением, и что до этого она уже была первой столицей Ассирии, а также всегда сохраняла статус царского города, т.е. была одной из столиц. В дореволюционной России также было две столицы, две столицы были и в Мидо-Персии и т.д. Поэтому Ассирия, имеющая одновременно несколько царских городов, не была в истории исключением.

Ниневия в посте и молитве

Но конечно же самым неправдоподобным сообщением книги пророка Ионы безусловно считается известие о том, что ниневитяне покаялись и склонились перед Истинным Богом. И в выяснении историчности этого вопроса ставятся на суд не только достоверность самой книги Ионы, но и слова Христа. «Когда же народ стал сходиться во множестве, Он начал говорить: род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был знамением для Ниневитян, так будет и Сын Человеческий для рода сего» (Лк. 11:29-30). Как видим, Христос не считал книгу Ионы сборником мифов или аллегорий, написанной уже через несколько веков после смерти пророка. Поэтому, отвергая историчность сообщений Ионы о покаянии ниневитян, мы выражаем открытое недоверие и словам Иисуса Христа. На протяжении долгого времени люди могли только верой принимать сообщения Ионы. И как мы видели, многие в силу разных причин не выдержали этого, назвав книгу полусказкой. Сегодня это сообщение древнего пророка уже не нужно принимать одной лишь верой, ибо оно доказано и не вызывает ни у кого возражений.

В комментарии к этому вопросу мы специально помещаем не обширные выдержки из работ ведущих западных учёных, показывающих, что при ассирийском царе Адад-Нерари III действительно была проповедь Ионы, имеющая последствия в истории религии Ассирии, а помещаем очень скупые сведения по этому вопросу, но содержащиеся зато в академическом труде, изданном в советское время при Андропове Ю. В.: «Проповедь Ионы производит действие, и всё население Ниневии объявляет пост и кается в своих грехах (мотив приказания царя Ниневии о днях поста и покаяния находит определённые параллели в клинописных документах 8 в. до н.э., содержащих подобные распоряжения ассирийского царя правителям областей)». И эти скупые строки говорят о том, что уже в советское время, при господствовании атеистической идеологии, которая в угоду себе всевозможно изощряла факты, не могли отрицать покаяния ниневитян после проповеди Ионы, которого, кстати, советские историки признают историческим лицом. Историчность книги Ионы, вплоть до мелочей всесторонне показана в многочисленных исследованиях западных учёных. «В отношении исторического значения книги Ионы некоторые авторы также указывают на события в Ассирии. Во времена царствования Семирамиды (царицей-регент) Адад-Нерари III (810-782 до х.э.) в Ассирии была проведена большая религиозная реформа. Эта реформа, демонстрирующая некоторые черты монотеизма, была подобна реформе Амарны в Египте (Watts, 77). Некоторые предположили, что эта реформа IX века была принесена проповедью Ионы (для дальнейших аргументаций исторического значения ответа Stuart, p. 490-492)». Сегодня доказано, что «Адад-Нирари произвёл в городе реформы, подобные реформам Аменофиса IV в Египте (введение монотеизма — прим. А.О.). И что во время последних трёх царей после Адад-Нирари уменьшились ассирийские грабежи соседних народов. В этот период времени Израиль возвратил потерянную ранее территорию (4Цар. 14:25). Есть доказательства, что влияние Ионы на Ниневию было весьма сильным, глубоким в этом Ветхозаветном периоде мировой миссии, то есть, Божьего плана спасения народов».

В чреве кита

В начале комментария, относящегося к стихам книги Ионы, повествующего о том, как пророк пробыл в чреве кита 3 дня (Ион. 2:1) отметим, что Христос признавал реальность данного события (Мф. 12:40). И поэтому выглядят странными утверждения некоторых богословов, говорящих об аллегории данного места. Это странно тем более, что сегодня даже атеистически настроенные учёные доказали, что данный отрывок нисколько не противоречит науке.

«Есть киты, не имеющие зубов, но снабжённые „китовым усом“. Среди такого типа китов, есть киты, называющиеся „Фин-Бам“ (финвал — прим. А.О.). Эти киты бывают до 88 футов длины. Желудок такого типа кита имеет от 4 до 6 камер или отделений, причём, в любом из них могла бы свободно поместиться небольшая группа людей. Этого рода киты дышат воздухом, имеют в голове воздушную запасную камеру, являющуюся расширением носовых полостей. Прежде чем проглотить слишком большой предмет, кит „Фин-Бам“ проталкивает его в эту камеру. В случае если в голове этого кита окажется слишком большой предмет, то он плывёт к ближайшей суше, ложится в мелкие воды и выбрасывает ношу. Учёный доктор Рансон Гарвей свидетельствует, что его приятель весом до 200 фунтов, вполз изо рта мертвого кита в эту воздушную камеру. Этот же учёный указывает, что собака, упавшая за борт китоловного судна, через 6 дней была найдена в голове кита живой. Из сказанного видно, что Иона мог пробыть во «чреве», т.е. в воздушной камере такого типа 3 дня и 3 ночи и остаться живым. Пространство ведь в этой камере равняется 686-ти кубическим футам. Так из научных данных мы можем видеть, что Иона мог быть поглощён китом. Франк Буллен, известный автор труда: «Плавание кашалота», установил, что кашалот (один из видов кита) часто, когда он умирает извергает содержимое его желудка». «В желудке у кашалотов находили целых кальмаров размером от 1 до 10 метров. И уж если кашалот может проглотить гигантского кальмара, то в нём мог свободно поместиться и Иона, поскольку из всех китов только у кашалота пищевод достаточно широк для этого. Существует немало рассказов о моряках, проглоченных китами, но, как полагают, единственному кому удалось выбраться из чрева чудовища, был Джеймс Бартли, матрос со «Звезды Востока». Было это в 1891 году. Бартли… несколько часов провёл в желудке кашалота».

Итак, на сегодняшний день все сведения, содержащиеся в книге Ионы, подтверждены исторической наукой, с чем не могли не согласиться, как мы видели, даже идейные противники и гонители Библии. Историчность самого Ионы сегодня также признана, о чём вынуждена даже была написать цитируемая нами выше советская энциклопедия. Из древних авторов сообщает об Ионе и римский историк I века Иосиф Флавий. «Этому Иеровоаму (царь Израиля — прим. А.О.) Иона предсказал, что ему следует начать войну с ассирийцами, потому что он одержит верх над их силами и расширит свои собственные владения, умножив их областями северными вплоть до города Амафа и к югу до Мёртвого моря. То были в древности границы Хананеи, как их некогда определил военачальник евреев Иисус Навин. И действительно, предприняв поход против сирийцев, Иеровоам, сообразно предсказанию Ионы, подчинил своей власти всю их страну… затем… пророк отправился в Ниневию, и, придя туда, стал на такое видное место, откуда все могли его услышать, и возгласил, что ассирийцы спустя короткое время лишатся своей власти над Азиею. После этого предсказания он возвратился восвояси». Имя Ионы сохранилось на землях Ассирии, как в названиях различных географических мест, построек, так и в легендах местных жителей. Так, Ниневия вплоть до открытия её в XIX веке археологами покоилась под двумя холмами Куюнджик и Неби Юнус (Холм Ионы). На холме Юнуса (Ионы) «выделяется мечеть пророка Ионы (как говорят арабы, наби Юнеса) с куполом в виде ребристого колпака и невысоким скромным минаретом. Арабский историк XIII в. писал, что бог послал в Ниневию пророка Иону… С именем Ионы здесь связана легенда». Таким образом мы видим, что все события, упоминающиеся в книге пророка Ионы находят полное историческое подтверждение.

В царстве кровавого бога Ашшура

Книга пророка Ионы начинается величественным обращением Господа к своему вестнику: «И было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня» (Иона 1:1-2). Подобная характеристика городов дана в Библии всего несколько раз, и в частности по отношению к Содому: «И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю» (Быт. 18:20). Подобно греху содомлян грех жителей Ниневии переполнил чашу Божьего терпения. Древний мир не отличался добрыми нравами, убийства и прелюбодеяния были нормой того времени. Но даже на этом зловещем фоне Ассирия и её столица согласно книге Ионы резко выделялись своими злодеяниями. Чтобы спасти ассирийский народ, Господь посылает к нему своего пророка с призывом покаяния.

Что же представляла собой Ассирия тех лет? «Ассирия была первой в истории действительно универсальной монархией, покоившейся на военном начале и объединившей, в конце концов, хотя и на короткое время, весь древневосточный мир». Ассирия стала первой настоящей в истории империей, претендующей на мировое господство. Итак, Ассирия была первым государством, желающим покорить весь мир: «шляхом докорінної ломки місцевих соціальних і особливо політичних структур — задля їх уніфікації». Титул же царей Ассирии звучал так: «царь великий, царь могучий, царь Вселенной, царь Ассирии, правитель Вавилона, царь Шумера и Аккада, царь Кардуниаша… царь царей… Я могуч и всесилен, я герой, я отважен, я страшен, я почтенен, я не знаю равных среди всех царей…». Этим самым цари Ассирии бросали вызов Богу, единственно который является Царем Царей и Господом Господствующих. Но этого ассирийским царям показалось мало. Помимо политической власти они сосредоточили в своих руках и власть религиозную, превратив самих себя в живых полубогов! «Главное в ассирийской концепции царской власти заключается в том, что он был высшим жрецом бога Ашшура. Как таковой, он совершал жертвоприношения и мог влиять как на храм, так и на культ. Вавилонский царь допускался в целлу Мардука лишь раз в год и то после того, как снимал знаки своей царской власти». Как видим даже гордые вавилонские цари не претендовали на роль царя-жреца в отличие от ассирийских. «Ассирийский царь в качестве жреца был или действующим лицом, или объектом поклонения в многочисленных и сложных ритуалах… Святость царя подчёркивается (особенно в ассирийских текстах) сверхъестественным и внушающим страх сиянием (аурой), которое, судя по данным религиозной литературы, характерно для всех божеств и всех вещей божественного происхождения». Основанная на непомерной человеческой гордыне Ассирия времён Ионы являла собой зловещее зрелище. «В этот период на престол Ассирии вступил Ашшурнасирпал II (883-859). Отличавшийся необыкновенной жестокостью, не имевшей себе равных даже в кровавой летописи ассирийских царей, Ашшурнасирпал II прошёл Месопотамию и Сирию огнём и мечом, повсюду оставляя за собой запустение. Следует отметить, что по своей жестокости и кровожадности ассирийские цари и полководцы и руководимые ими воины превзошли всё, что нам известно о других древневосточных армиях, отнюдь не проявлявших на войне особой гуманности. Бросается в глаза то, что самые изощрённые пытки и издевательства над побеждёнными врагами считались в Ассирии нормальным явлением, более того, даже законным. Весьма натуралистически, со всеми деталями они описывались летописцами и изображались художниками, прекрасно знавшими вкус своих заказчиков. Сдирание кожи с живых людей, выкалывание глаз, продевание канатов через просверленные губы и подбородки и тому подобные отвратительные изобретения считались естественным способом расправы и запугивания покорённых народов». «Страшное зрелище представляла собой местность, куда только ступала нога ассирийского солдата. Дома разрушены и сожжены, поля вытоптаны, сады и виноградники вырублены… Вот обычная формула из анналов ассирийских царей: „я окружил, я завоевал, я сокрушил, я разрушил, я сжёг огнём и превратил в пустыри и развалины“. Это не было пустой фразой. Известно, например, что один из предшественников Тиглатпаласара III, Салманасар II только за первые семь лет своего царствования стёр с лица земли более 900 населённых пунктов! И такие опустошения были произведены не на вражеской территории, а на земле, присоединённой к Ассирии. Разумеется, на территории враждебных государств опустошения совершались в ещё больших масштабах». «На тот момент, когда народ данной страны причислялся „к людям Ассирии“, страна эта представляла собой картину полнейшего запустения; лишь те, кому посчастливилось остаться здесь живыми, ютились среди развалин сёл и городов, вытоптанных полей, сожжённых виноградников и вырубленных садов. За период с 883 по 876 г. до н. э. на землях, которые отошли к Ассирии её войсками было истреблено физически или обращено в рабство не менее трети взрослого мужского населения. К женщинам применялись те же меры, число убитых и обращённых в рабство было ничуть не меньшим. Относительно судьбы маленьких детей можно заметить следующее, что… их в плен не брали, а убивали на месте… Таким образом, очевидно, что Ассирийское государство вело свои войны не ради присоединения земель и подчинения населения, чтобы систематически эксплуатировать его на месте… Естественно, что грабёж был целью захватнических войн Ассирийского государства. На завоёванных и полностью обезлюдевших землях Ассирия закрепилась не только для того, чтобы планомерно их эксплуатировать, сколько для того, чтобы иметь плацдарм для последующих грабительских походов… Хищнические войны приводили к тому, что на захваченных землях сокращалось население и сельское хозяйство приходило в упадок». Дикая, не имеющая себе равных в мире жестокость ассирийцев дошла до того, что в Ниневии «Некоторые башни столицы были покрыты кожей, содранной ассирийскими воинами с врагов». Даже страшный запах, исходящий от разлагающихся кож не заставлял ассирийцев отказаться от подобной демонстрации своей мощи. Помимо обтянутых людской кожей башен путникам, прибывшим в Ниневию, представлялось следующее зрелище. «У ворот города нас встречает страшное зрелище: в деревянных клетках сидят полуголые, грязные, растрёпанные люди, с безумными глазами. Один покачивается, гремя цепями, другой рычит на проходящих, третий плачет, закрыв лицо руками, четвёртый спит, забившись в угол клетки. Кто они, эти жуткие подобия человека? Это когда-то знаменитые цари, побеждённые во время последних ассирийских походов; недавно царь Ассирии впряг их в свою колесницу, когда ехал в храм праздновать победу». Эти бывшие цари обязаны были в специальных ступках перетирать вырытые кости своих предков.

Вчитаемся в гордые и жестокие речи ассирийских владык. Так Тиглатпалассар I пишет: «Как буря устремился я на врагов. Я наполнил их трупами горные овраги. Я отрезал им головы. Я разрушил стены их городов. Я захватил рабов, имущество, бесчисленные сокровища… Города я их предал пламени, я их разрушил, я обратил их в груды развалин». А вот как описывает свой поход в страну Урарту Ашшурнасирпал II, живший незадолго до пророка Ионы: «Вышел из Даяени, к Аразашну, к царскому городу Араму Урарту, я приблизился. Урарт Араму испугался горечи моего сильного оружия и сильной битвы и оставил свой город. В горы Аддури он поднялся; за ним поднялся и я; сильную битву устроил я в горах, 3400 воинов поверг я своим оружием, как Адад, тучу над ним пролил я дождём, их кровью окрасил я гору… В моей могучей силе, как тур, раздавил я его страну, поселения превратил в развалины и сжёг огнём. Город Арзашну и поселения его округи захватил, разрушил и сжёг огнём. Кучи из голов устроил я напротив городских ворот. Одних из людей живыми свалил я в кучи, а других вокруг куч посадил на кол». А вот, как рассказывает ассирийский царь о разгроме города Суди: «Я велел построить стену, говорит он, перед Большими воротами города; я велел содрать кожу с вождей восстания и обил стену этой кожей. Некоторых из них я велел замуровать в стену; другие были распяты на кресте или посажены на кол вдоль стены. Со многих из них я велел содрать кожу в моём присутствии и покрыл стену этой кожей. Я велел сделать венцы из их голов, и гирлянды из их проколотых тел. Я велел отвести Акиабаха (царя) в Нинуа (Ниневию) и там содрал с него кожу, которую я повесил на стену Нинуа». Но не только по отношению к другим народам существовала такая узаконенная бессмысленная изуверская жестокость, не имевшая больше места ни в одной древней монархии. Так, «до нас дошли подлинные законодательные памятники Ассирии. Из уголовного ассирийского судопроизводства мы узнаём, что вся судебная процедура была кратка. Сами законы отличались исключительной жестокостью, предусматривали казни и пытки, для того, чтобы добиться признания у обвиняемых. Одних преступников обезглавливали, других сажали на кол, с третьих сдирали кожу. Трупы казнённых выбрасывали на съедение диким животным. За сравнительно небольшие преступления виновникам выкалывали глаза, отрубали руки… Дошедшая до нас часть этих законов посвящена главным образом положению женщины в семье. Она была буквально в „руках мужа“, жила, в сущности, на положении рабыни и не имела никакого права на семейное имущество… Из него вытекает, что ассирийская семья была основана на неограниченной власти отца, доведённой до абсурда». «В отличие от законов Хаммурапи, ассирийское законодательство не ограничивало прав ростовщика на эксплуатацию неоплатного должника. Последнего разрешалось бить, выщипывать ему волосы, калечить». Хищения, спекуляции, насилия — всё это разрешалось древнеассирийским законодательством. Наказания за различные преступления были практически идентичны: отрезание носа и ушей, кастрация для мужчин, вырывание сосков для женщин и т.д.. Эту поистине дьявольскую жестокость ассирийцев взращивала их религия. «В религии ассирийцев большое значение отводилось ритуалам и обрядам магического характера. Как правило, боги представлялись сильными, завистливыми и грозными в своём гневе существами, в то же время, как роль человека по отношению к ним сводилась всего лишь к роли раба, который постоянно кормит их своими жертвами». Ассирийская религия была тесным образом связана с вавилонской, имея тех же богов в пантеоне, практически те же мифы и философию. Отличием её было лишь наличие верховного бога Ашшура (который не признавался в Вавилоне) и „военизированный“ характер всех богов Иштар, Адада, Нергала, требовавших строгого повиновения. Верховный бог Ашшур отличался крайней кровожадностью. «Именем его цари ходили в походы, для увеличения его могущества делали завоевания, для умножения его богатства собирали подати. Жестокие казни, которым они подвергали бунтовщиков, были в их глазах законным возмездием за мятеж против бога. Военный характер Ассура выразился и в его изображении на знамени в виде крылатого диска с воином, натягивающим лук, внутри». Один из ведущих ассирологов нашего времени, профессор Чикагского университета доктор Лео Оппенхейм (1904-1974) прямо утверждает о непосредственной связи религии Ассирии и её захватнической изуверской военной внешней и бесчеловечной внутренней политики. «Неизменное стремление ассирийских царей снова организовать свою власть над этими захваченными районами остаётся проблемой. Несколько попыток найти объяснение в рамках типичных концепций XIX века об экономическом, расовом или климатическом детерминизме, лучше просто обойти молчанием. В небольшой группе ассирийцев, вероятно уроженцев Ашшура, по-видимому, существовало страстное убеждение, что их долг снова воссоединить страну, увеличить эффективность этого соединения и расширить его основу. Это постоянное и яростное стремление к расширению не следует, однако, рассматривать как первичный импульс. Часто оно было следствием всё усиливающегося разорения родины и старых провинций. Необходимость расширения свидетельствует о слабости системы. Тот факт, что истощённую страну каждый раз стремились восстановить, свидетельствует о наличии там идеологических, т.е. религиозных корней, и нам следует искать учреждение, которое было бы способно пережить все повороты событий. Эти поиски приводят нас к святилищу бога Ашшура, к его царю и жрецу… именно в этой очень сложной и своеобразной позиции святилища Ашшура и в функциях его жреца кроется источник той целенаправленной и страстной энергии, которая заставляла Ассирию жить и бороться до самого конца» [21]. История народов — это история религий, а история религий — история народов, их исповедующих. Трудный и подчас трагический путь многих государств, исчезнувших цивилизаций и народов — это конечный результат их идеологий (религий). Именно индуизм сделал Индию — Индией, какой она есть сегодня, буддизм и конфуцианство — Китай, синтоизм — Японию, католичество — страны Южной Америки и Испанию с Италией, протестантизм — США, Канаду, страны Скандинавии, Великобританию, православие — Болгарию и Румынию, шаманство — народы севера, язычество — страны Африки. Религия сформировала культуру, экономику, политику и, наконец, судьбу этих стран, и их современное положение в мире [22]. Отношение к Богу и Его Закону определяют не только судьбу государств и народов в современном мире, но и в древности. И Ассирия являет тому один из ярких примеров. Кровожадный культ бога Ашшура поднял сначала державу на роковую высоту, а затем привёл к полному низвержению. И вот именно в такую страну и к такому народу был послан пророк Иона. И только сила Святого Духа могла открыть сердце ассирийского царя и ниневитян, приведя их к покаянию и признанию своих грехов. Проповедь Ионы растопила жестокое сердце царя Адад-Нерари III (810-783), побудив его к пересмотру религиозных доктрин и политики государства, о чём мы писали выше. Однако история Ионы и его проповедь была актуальна не только для Ассирии, но и является актуальной для каждого из нас. Что общего между нами и Ионой, нашим временем и временем Ассирии мы узнаем в следующей главе.

Судный день

Сегодня некоторые люди говорят: если есть добрый Господь, то почему в мире существует столько зла? Почему Бог, которого Евангелие называет Отцом, Спасителем допускает, чтобы Его дети мучались? Почему Он равнодушно наблюдает за тем, что происходит на нашей планете? Другая группа людей вообще говорит, что Бог — это не любящий Отец, а жестокий и беспощадный судья. При этом они ссылаются на описание Божьих судов над допотопным миром, Содомом и Гоморрой, жителями Ханаана, а также на грядущий Следственный суд, в результате которого многие люди будут приговорены к вечной гибели. Книга пророка Ионы помогает нам ответить на эти сложные волнующие сегодня многих вопросы, главный из которых: каков Бог, Его характер? Почему в мире Он допускает зло? В предыдущей главе «В царстве кровавого бога Ашшура» мы исследовали нравы и обычаи древних ассирийцев, читая которые буквально кровь стынет в жилах от бессмысленной нечеловеческой жестокости этого древнего народа. Кровь, разврат, войны — вот пожалуй три слова, которыми можно описать всю историю ассирийской монархии. Жители этой страны открыто и нагло попирали Божий Закон, смеялись над Богом, бросая Ему вызов. Они надругались над элементарными человеческими ценностями. В современное время их бы назвали маньяками, которые подлежат немедленному уничтожению, ибо зверства Чекотило перед их делами просто блекнут. И вот к такому народу Бог посылает Своего пророка с вестью, призывом обратиться от своих путей и дел. Под влиянием Святого Духа ассирийцы начинают каяться, Ниневия погружается в пост и молитву. Когда в наших земных судах преступники раскаиваются в своих грехах, то это как правило мало меняет их участь. Тем более если раскаяние произошло уже тогда, когда приговор вынесен, а ведь Ниневии уже был вынесен приговор. Люди, как правило, не принимают этого раскаяния, а если и принимают, то всё равно настаивают на приведении приговора в действие. Так поступают люди, но не Бог. Даже такой народ, как ассирийцы были любимы Христом. Он плакал и молился о них так же, как спустя много веков о Лазаре. Бог особенно печалится о погибающем грешнике. «Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? И если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся. Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих. Бог до последней возможности делает со своей стороны всё, чтобы человек покаялся и обратился к нему» (Мф. 18:12-14). «Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине» (Ис. 42:3). Ассирийцы долго и упорно шли против своего Бога, но их искреннего покаяния было достаточно, чтобы Господь сжалился над ними и отменил Свой приговор. «Может быть, они послушают и обратятся каждый от злого пути своего, и тогда Я отменю то бедствие, которое думаю сделать им за злые деяния их» (Иер. 26:3). И если даже к такому народу Господь проявил такую милость, которая даже раздосадовала его пророка, то что уж говорить об отношении Бога к другим людям. Проанализируйте, уважаемый читатель, откровенно сами с собой, сколько раз вы нарушали Божий десятисловный закон, сколько раз предавали других людей, совершали неправедные дела. И несмотря на это вы по-прежнему находитесь в числе живых, хотя, согласно Закона должны были бы умереть и Бог должен был бы вас немедленно покарать. Но Господь пока не делает этого, ожидая, что вы обратитесь. Каждому из нас Спаситель даёт шанс. Он ждёт хотя бы маленького нашего шага в его сторону, чтобы придти к нам на помощь, чтобы спасти и помочь нам. Он обещает Свою помощь и защиту безвозмездно. А мы лишь в основном отвергаем Его любовь, идя путём греха и своей собственной гибели. Мы продолжаем распинать Его в своих сердцах, своими делами и образом жизни. Сегодня подобно тому, как это было много веков назад к жителям Ниневии, Христос обращается к каждому из нас с призывом покаяться и обратиться. Он предупреждает нас, что скоро этому греховному миру придёт конец. Но если покаяние ниневитян могло на том этапе спасти Ниневию и ассирийское государство, то наше покаяние сегодня может спасти только нас самих. Второе Пришествие Христа и суд над этим миром произойдёт очень скоро (см. IV часть данной книги, главу «Какому Богу служить?»). Лишь от нас зависит, где мы будем в этот полночный час истории земли. Сегодня, говоря библейским символическим языком, идёт Судный день, в который каждому жителю земли даётся возможность покаяться, проанализировать свою жизнь, придти к Богу. Древние жители Ниневии покаялись, но затем вновь встали на путь греха, который привёл к катастрофе. Каково наше сегодняшнее покаяние, не повторяем ли мы горьких ошибок древнего народа — придя к Богу, вновь отступаем от Него? Но когда это происходит, будем помнить о том, что вновь вернуться у нас может не быть уже времени и возможности.

Будем помнить, что сейчас идёт Судный день…

Подробнее узнать об этой статье, посетите сайт http://www.nauka.bible.com.ua/gods/g-pr.htm

Там вы найдёте ссылки на материалы, которые были использованы в этой работе.

Email this to someoneShare on FacebookShare on Google+Tweet about this on TwitterPrint this pageShare on VK

Leave Comment